ОПО и ОСГОП – ситуация неоднозначная
Юрьев Андрей Васильевич
Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) до 31.10.2016 г., вице-президент ВСС
|
Какие тенденции наблюдаются на рынках обязательного страхования ОПО и ответственности перевозчиков в 2014 году? Какие шаги необходимо сделать для совершенствования этих видов обязательного страхования?
Статистика, собранная НССО с начала 2014 года, полностью подтверждает дававшиеся ранее прогнозы: на рынке продолжается падение объема сборов и количества заключаемых договоров, как по страхованию ОПО, так и по ответственности перевозчиков.
В 1 квартале 2014 года, по сравнению с 1 кварталом 2013 года, количество заключенных договоров по ОПО снизилось на 23 %, объем собранной страховой премии снизился на 36 %. При этом рынок не первый квартал демонстрирует стойкий рост объема выплат. По итогам 2014 года можно ожидать просадки рынка на треть, сборы, по нашим прогнозам, составят 6-6,5 миллиардов рублей. Причиной такой динамики является переклассификация объектов, ведущая к снижению общего их количества примерно на треть, а также к снижению уровня опасности и страховых сумм по ряду объектов. Показательна и динамика средней суммы премии по договору ОПО: если в 2012 году она составляла примерно 44 тыс.руб., в 2013 г. – уже 38 тыс.руб., и за первые 5 месяцев 2014 года – 31 тыс. 880 руб.
Что касается страхования ответственности перевозчиков, какие-то обширные сравнительные данные пока привести сложно, поскольку фактически работа по страхованию началась с 14 марта 2013 года. Однако если сравнить данные с начала 2014 года с таким вот «уменьшенным» аналогичным периодом 2013 года, то уже сейчас наблюдается падение общей суммы сборов примерно на 10%. С учетом официальной статистики Минтранса, согласно которой ежегодно число перевозимых пассажиров уменьшается, роста рынка мы не прогнозируем, наиболее вероятный сценарий – падение объемов сборов на 10-15% по итогам 2014 года (к усеченному 2013-му). Тем не менее, систему следует считать состоявшейся: страховым покрытием было охвачено 13,8 миллиарда человек (перевозимых пассажиров), что дает 87%-ный охват страхового поля. Средний размер премии по договору составляет менее 20 тыс.руб.
25 июня 2014 года президиум НССО утвердил ряд предложений по поправкам в закон 225-ФЗ. Прежде всего, это касается расширения ответственности страховщиков в случае гибели людей (выплаты, которые сейчас осуществляются только иждивенцам граждан, погибших при аварии на опасном объекте, распространить на более широкий круг ближайших родственников по аналогии с тем, как это реализовано в законе о перевозчиках).
Предлагается изменить порядок подсчета убытков, связанных с изменением условий жизнедеятельности и временным переселением. Вместо подтверждения фактических расходов, как сейчас, следует перейти на выплату фиксированных сумм за каждый день нарушения условий жизнедеятельности (500 рублей в день при отсутствии эвакуации с места постоянного проживания, 1000 рублей в день – при эвакуации).
НССО выступает за повышение лимитов ответственности по ущербу, нанесенному в результате страхового случая имуществу граждан и предприятий. Практика показала, что нынешних лимитов оказывается недостаточно. Необходимо поднять их с 360 тыс.руб. до 1 миллиона по имуществу физических лиц и с 500 тыс.руб. до 5 миллионов по имуществу юридических лиц.
По-прежнему требует решения вопрос об увеличении страховых сумм по шахтам. Страховые организации считают, что ее нужно повысить до 100 млн.руб.
Кроме того, президиумом НССО внесен ряд предложений в части новых стандартов страхования по недекларируемым опасным объектам, определению порядка страхования траволаторов.
Также потребуются методологические изменения в части страхования лифтов. Мы должны привести систему в соответствие требованиям Таможенного союза, предполагающим пообъектный учет, то есть выдачу полиса на каждый лифт, независимо от его владельца, месторасположения и грузоподъемности.
Разумеется, все перечисленные новации могут повлиять на тариф, но количественно оценить это пока сложно. Для определения необходимых изменений потребуется дополнительное время и работа актуариев по оценке достаточности тарифа.
Что касается применения коэффициента бонус-малус по ОПО, принято решение перенести его на более поздний период (2019 год). Данный вид страхования характеризуется низкой частотностью и высокой катастрофичностью убытков, поэтому необходим более длительный период накопления статистики, чем, например, в ОСАГО.
Мы настаиваем на том, что при выплате убытков по ОПО не должно быть разного рода посредников. Необходимо ввести запрет на переуступку прав требования по данному виду страхования. Кроме того, если страхователь действовал по указанию органов власти, и это привело к страховому событию, к нему не должно быть права регресса. Если же владелец ОПО самостоятельно произвел выплаты потерпевшим, у него должна быть возможность получить возмещение расходов от страховщика.
В страховании перевозчиков основное предстоящее изменение – новое постановление о расчете количества пассажиров. Оно касается поглощения более крупным договором более мелкого, то есть возможности выписывать транспортному предприятию один полис вместо нескольких. Это существенно повлияет на снижение числа заключаемых договоров и объемы собираемых премий.